воскресенье, 26 апреля 2015 г.

Как не потерять время и деньги

Оригинал статьи на ЛингваЛео

Когда мы продали нашу стартовую идею в 1998 году, я внезапно получил кучу денег. И пришло время подумать о вопросах, о которых я раньше никогда не задумывался: как не потерять их. Я знал, что можно стать бедным будучи богатым, так же как и стать богатым, будучи бедным. И пока что я потратил несколько лет, чтобы изучить путь от бедности к богатству, и при этом практически ничего не знал, о том как богачи становятся бедняками. Теперь мне пришлось изучать и это, чтобы избежать такого развития событий.
Итак, я начал  обращать внимание на то, как теряются состояния. Если бы вы по-детски спросили меня, как богатые люди становятся бедными, я бы ответил, потратив все свои деньги. Примерно так и бывает в книгах и фильмах, потому что это наиболее зрелищный способ. Но фактически, большинство состояний теряются не из-за чрезмерных трат, а в результате плохого инвестирования.
Сложновато потерять состояние не заметив этого. Обычно все понимают, что сложно продуть более чем несколько десятков тысяч долларов не задумываясь: "Ну ничего себе, я потратил все деньги". В то же время, если вы начинаете торговать на бирже, вы можете потерять миллионы долларов (фактически, все что у вас есть), не моргнув глазом.
У большинства людей траты денег на предметы роскоши вызывают чувство тревоги, в случае с инвестированием этого не происходит. Роскошь выглядит как потакание собственным слабостям. И если вы получаете деньги в наследство или выиграв в лотерею, вы уже в курсе, что баловство ни к чему хорошему не приведет. Инвестиции не вызывают подобные чувства. Поэтому люди, которые пытаются продать вам дорогую вещь, говорят: "Это инвестиции".
Решение этой проблемы в создании новых соответствующих сигналов. Это весьма хитрое дело, поскольку сигналы, предупреждающие нас от перерасхода, базовые, даже, пожалуй, прошитые в ДНК, в то время как сигналы, оберегающие от плохих инвестиций требуют навыка, и порой бывают весьма парадоксальны.
Несколько дней назад я понял одну удивительную вещь: ситуация со временем во многом похожа на ситуацию с деньгами. Наиболее опасный способ потерять время вовсе не в трате его на развлечения, а в имитации работы. Когда вы тратите время на развлечения, вы и сами знаете, что это пустое. Сигналы об опасности начинают приходить довольно-таки быстро. Если бы я, проснувшись утром, завалился на диван и весь день смотрел телевизор, я бы почувствовал, что делаю что-то ужасно неправильное. Сама мысль об этом заставляет меня вздрогнуть. Я бы почувствовал дискомфорт, провалявшись на диване перед телевизором два часа, не то что целый день.
И хотя у меня бывали такие дни, когда я мог без проблем провести перед телевизором целый день, дни в конце которых я спрашивал сам себя, а что же я сделал за день, и сам себе отвечал, что по сути ничего. И после таких дней я конечно чувствовал себя плохо, но не настолько, как если бы я весь день провалялся на диване. Если бы я провел перед телевизором целый день, я бы почувствовал, что деградирую. Но эти сигналы не срабатывали в те дни, когда я занимался поверхностными делами, которые лишь кажутся настоящей работой. Разбирал электронную почту, например. Вы проводите это день за столом. И это совсем не развлечение. Раз вы сидите за столом, значит вы работаете.
Со временем, как и с деньгами, экономия на удовольствиях вас вовсе не спасает. Возможно этого было достаточно для первобытно-общинного строя, и для всех доиндустриальных обществ. И природа и воспитание вкупе заставляют нас избегать лености. Но мир усложняется, и наиболее опасные ловушки в новых моделях поведения, которые обходят наши сигналы о потере времени, притворяясь серьезной работой. И это вовсе не так весело.

Выношу благодарность Сему Альтману, Тревору Блэквелу, Патрику Коллисону, Джессике Ливингстон и Роберту Морису за прочтение этих черновиков. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий